?

Log in

No account? Create an account
Размышления -- Meditoj - Senordaj notoj - Беспорядочные заметки

> Lastatempaj enskriboj
> Arĥivo
> Geamikoj
> Uzantinformoj
> Miaj verkoj en Esperanto

22-a de oktobro 2008


Previous Entry Share Next Entry
17:38 - Размышления -- Meditoj
Навеяно обсуждением очередного ЧГК-вопроса здесь...
Есть у меня такая особенность: если я что-то знаю с детства/юности, то мне кажется, что это должны знать все.
Читал много и бессистемно, в основном научно-популярную литературу из самых разных областей – считал (и продолжаю считать), что она полезнее основной массы художественной литературы. Память – все говорят – феноменальная. И чего только в ней не отложилось за почти полвека сознательной жизни... Много раз вспоминал во время минуты обсуждения что-то прочитанное 30-40 лет назад, не имеющее отношения ни к моей специальности, ни к моим увлечениям.
Кто-то удивляется: «Откуда ты это знаешь?» Я удивляюсь в ответ: «Как можно этого не знать?»
А ещё, наверное, я избалован постоянным общением со знатоками.
Всё время прокалываюсь на том, что переоцениваю уровень эрудиции других людей. Много раз организовывал ЧГК-турниры среди «обычных людей» на эсперанто, брал детские пакеты, на которых школьники берут 10 из 12 – и тут взрослые берут 2 из 12. А иностранцы частенько вообще не понимают – что от них требуется. Увы!

Post pridiskuto de unu el demandoj, luditaj en “Kio? Kie? Kiam?”...
Mi havas strangan trajton: se mi ion scias ekde infanaĝo – do al mi ŝajnas, ke tion devas scii ĉiuj.
Mi legis multe kaj sensisteme, ĉefe sciencpopularan literaturon el plej diversaj branĉoj. Mi opiniis (kaj opinias plu), ke ĝi pli utilas ol plejparto de beletro. Mia memoro – ĉiuj diras – estas fenomene elstara. En ĝi, dum preskaŭ duonjarcento de konscia vivo, fiksiĝis amasego da diversaĵoj... Plurfoje dum minuto de pridiskuto mi rememoris ion legitan antaŭ 30-40 jaroj, senrilatan al miaj fakoj kaj ŝatokupoj.
Iu miras: “De kie vi scias tion?” Mi responde miras: “Kiel eblas tion ne scii?”
Kaj plie, mi probable estas tro dorlotita per komunikado kun la sciuloj.
Konstante mi seniluziiĝas, supertaksante erudici-nivelon de aliaj homoj. Multfoje mi organizis turnirojn de “Kio? Kie? Kiam?” inter ordinaraj homoj (en Esperanto): mi uzis demandojn por mezlernejanoj, la lernejanoj-sciuloj kutime korekte respondas 10 el 12 tiaj demandoj – sed jen plenaĝuloj apenaŭ sukcesas respondi 2 el 12. Kaj fremdlandanoj, ne konintaj la ludon pli frue, ofte eĉ ne komprenas – kio estas bezonata de ili. Ve!
Nuna humoro: morosetrista / грустный
Tags: ,

(21 komentoj | Afiŝu novan komenton)

Comments:


[User Picture]
From:1504
Date:22-a de oktobro 2008 13:57 (UTC)
(Link)
Kio? Kie? Kiam? - прикольно

Шо? Хде? Кохда? - по Таганрогски
[User Picture]
From:chebu_pashka
Date:22-a de oktobro 2008 15:25 (UTC)
(Link)
Хорошая память - это нужная вещь. Вот у мена с ней плохо...

Однако, тут еще играет роль возраст, среда, интересы или в конце-концов, просто круг общения. Не нужно далеко ходить: в тех же вопросах встречается "Земля Санникова". В свое время у меня эта книга была "для обязательного прочтения", не говоря уже о фильме. А на игре многие даже фамилию Обручев не знали :(
[User Picture]
From:vmel
Date:22-a de oktobro 2008 15:31 (UTC)
(Link)
"Земля Санникова" - книгу я не читал, фильм смотрел один раз очень давно. Шаман там очень колоритный и запоминающийся.
А не знать, кто такой Обручев, должно быть стыдно.

возраст, среда, интересы или просто круг общения - да, конечно.
С компаниями, где самый умный бежит за клинским, мне явно не по пути. С такими мне просто невыносимо скучно.
[User Picture]
From:gray1957
Date:22-a de oktobro 2008 21:09 (UTC)
(Link)
А фильм хороший! Зовущий за горизонт... Хотя Олег Даль не любил его.
Ну а песни оттуда просто у всех наверно на слуху, особенно "Есть только миг".
А шамана молодой Махмуд Эсамбаев играл, конечно запоминающийся :)
[User Picture]
From:sjaguar
Date:22-a de oktobro 2008 15:28 (UTC)
(Link)
неправильная линия обороны выбрана ))
мы взяли этот вопрос, не зная, что какао относится к мальвовым. необязательное это было знание, да и вообще никакое особое знание там не нужно, вопрос берётся просто из логики самого вопроса.
[User Picture]
From:vmel
Date:22-a de oktobro 2008 15:35 (UTC)
(Link)
Ну да, берётся.
Я об этом написал:
http://community.livejournal.com/chgk/1057605.html?thread=27191109
[User Picture]
From:nekudza
Date:22-a de oktobro 2008 17:02 (UTC)
(Link)
в основном научно-популярную литературу из самых разных областей – считал (и продолжаю считать), что она полезнее основной массы художественной литературы
пожалуй, я того же мнения.
[User Picture]
From:nikolenko
Date:23-a de oktobro 2008 17:37 (UTC)
(Link)
хорошее что угодно полезнее основной массы чего угодно другого
[User Picture]
From:nekudza
Date:23-a de oktobro 2008 20:19 (UTC)
(Link)
и ты, дочь моя, тоже права (с)
[User Picture]
From:vmel
Date:24-a de oktobro 2008 05:18 (UTC)
(Link)
Да. В советское время научно-популярная литература была хорошей почти вся. А среди художественной литературы доля хорошей примерно одинаково невысока во все времена.
И ПМСМ, важно, что полезного ты узнал из каждой книги. В этом плане даже у хорошей беллетристики кпд весьма невысок.
[User Picture]
From:_ulya_
Date:22-a de oktobro 2008 19:42 (UTC)
(Link)
- если я что-то знаю с детства/юности, то мне кажется, что это должны знать все.

+1 а потом, когда выясняется, что собеседник «ни в зуб ногой», так неловко становится. И объяснять вроде как поздно уже.
[User Picture]
From:gray1957
Date:22-a de oktobro 2008 21:11 (UTC)
(Link)
Да объяснять никогда не поздно. Лишь бы собеседнику интересно это было :)
[User Picture]
From:vmel
Date:23-a de oktobro 2008 08:07 (UTC)
(Link)
Если человека не воспитали любознательным с детства, то годам к 18 он тупеет, и ему уже неинтересно ничто из того, что нельзя съесть, выпить, надеть на себя или немедленно употребить иным образом.
Мозги засыхают необратимо.
[User Picture]
From:nikolenko
Date:23-a de oktobro 2008 17:38 (UTC)
(Link)
Часто бывает, что любознательным воспитали, но знаний не так много. Учиться никогда не поздно.
[User Picture]
From:vmel
Date:24-a de oktobro 2008 05:19 (UTC)
(Link)
Не поздно, если человек сам хочет учиться. А это бывает далеко не всегда.
[User Picture]
From:_ulya_
Date:23-a de oktobro 2008 17:56 (UTC)
(Link)
любознательность невозможно воспитать, по-моему. Она зависит от уровня интеллекта и всё. А потребители, о которых вы пишете, как раз та масса, т.н. большинство, которое тупое... эээ тоже называю вещи своими именами. ;)
[User Picture]
From:_ulya_
Date:23-a de oktobro 2008 17:54 (UTC)
(Link)
да. Старшие по возрасту так часто прерывают фразой «не умничай», что безболезненнее для себя и собеседника делать вид, что ничего не знаешь.
[User Picture]
From:vmel
Date:24-a de oktobro 2008 05:21 (UTC)
(Link)
Мне, наверное, повезло - я никогда с такой фразой не сталкивался. Моё стремление к знаниям всегда поощряли. И я дочку воспитывал в том же духе.
[User Picture]
From:gray1957
Date:24-a de oktobro 2008 07:13 (UTC)
(Link)
Старший старшему рознь ;)
[User Picture]
From:zmila
Date:23-a de oktobro 2008 10:25 (UTC)
(Link)
kaj tuj post via noto aperas noto de vadim_iz pri nivelo de studentoj :)
[User Picture]
From:vmel
Date:24-a de oktobro 2008 05:21 (UTC)
(Link)
Jes, mi tralegis. Terure!

> Go to Top
LiveJournal.com